Президент Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу Казахстана особо отметил эффективность государственного управления. Этот важный документ определил ряд системных вопросов, играющих решающую роль в развитии страны.
Вопрос повышения эффективности государственного управления Президент впервые поднял в своем Послании в 2019 году, предложив концепцию «Слышащее государство». Эта идея воплощает основополагающий принцип: «Человек для государства, а государство для человека». Мы видим, что мнения, высказанные в восьмом направлении Послания, также подтверждают эту мысль.
В Послании Президент отметил: «Сегодня народ Казахстана живет в совершенно новой политической реальности. За последние пять лет проведены масштабные реформы. Политическая система страны кардинально изменилась. В сознании людей происходит перелом. Уровень правовой культуры населения растет».
Концепция «Слышащее государство» способствовала тому, что государственный аппарат начал разворачиваться лицом к народу, способствуя формированию новой политической культуры и качественным изменениям в управлении государством. По инициативе Президента в настоящее время работа государственного аппарата постоянно модернизируется, оставаясь открытой, справедливой и ориентированной на человека.
В Послании было подчеркнуто, что изменилась культура взаимодействия общества и органов власти, государственные служащие стали напрямую общаться с гражданами, это стало нормой. Формируется новая модель поведения госслужащих: они работают с ответственностью, проактивно, открыто и эффективно. Это подчеркивает важность сохранения принципов открытости и справедливости для госслужащих в будущем.
В этой связи мнение Президента о том, что «для улучшения качества диалога между государством и обществом мы все должны быть честными и справедливыми, действовать в рамках закона и отвечать за свои обещания и действия», имеет большое значение для государственных служащих.
Для дальнейшего системного развития государственной службы в июле этого года была принята Концепция развития государственной службы на 2024–2029 годы. В рамках её реализации планируется разработка нового закона «О государственной службе». Этот закон по-новому определит миссию, задачи и требования к государственной службе. Он не будет ограничиваться регулированием трудовых отношений, таких как прием на госслужбу, прохождение и прекращение службы. Главное – закон закрепит модель поведения госслужащих, ориентированную на человека. То есть теперь госслужащие будут обязаны слушать запросы граждан и ориентироваться на их нужды по закону. Это поднимет культуру взаимодействия между госслужащими и гражданами на новый уровень. Кроме того, это обеспечит доступ к государственным услугам без бюрократии и проволочек. Все это способствует дальнейшему закреплению принципов открытости и справедливости в общественном сознании.
Оценивая эффективность государственного управления, необходимо учитывать слова Президента: «Каждое решение, каждый проект должны в первую очередь приносить пользу стране». Ведь для народа главное — результат.
В Послании было предложено проанализировать рассмотрение государственных органами обращений граждан. Подчеркивалось, что формируется единая экосистема работы с обращениями, которая позволит точно знать потребности и запросы граждан. В этой связи государственные органы должны уделять больше внимания анализу обращений граждан для улучшения своей работы.
Постоянный анализ обращений граждан позволит систематизировать накопившиеся проблемы, устранить их и принять конкретные решения. Это позволит не только бороться с последствиями проблем, но и выявлять их причины. В этом и заключается важность анализа.
Президент в Послании также отметил, что вопрос повышения квалификации государственных служащих остается актуальным, и при назначении кандидата на должность необходимо учитывать его профессиональные и моральные качества, а также обращать внимание на то, как он справлялся со своими обязанностями ранее. Агентство продолжает активную работу в этом направлении.